Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ БАЛЕТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
1.1. Влияние исторической эпохи и культурных веяний
Начало XX века было периодом кризиса во всех смыслах этого слова, что должно было найти отражение в философии и социальной мысли. Начало века всегда характеризовалось эсхатологическими ожиданиями конца света, всеобъемлющего кризиса, и хотя XIX и XX века не были исключительными по характеру этого кризиса, они должны были отличаться его масштабами. Для отдельных людей последствиями философского и научного кризиса стали страх, тревожные ожидания, разочарование в прогрессе и наслаждение определенным упадком – декадансом. На декаданс и декадентские перспективы в искусстве было две реакции. Либо полный отказ от классического искусства, либо преувеличенно экстравагантное, торжественное, пафосное, либо, наоборот, "компенсация" тревоги комическими произведениями и спектаклями [10, с. 118].
Во Франции и многих других странах балетный театр в чистом виде практически перестал существовать, и балет слился с другими жанрами - танцевальным, театральным и комедийным искусством.
Предсказать дальнейшее развитие "чистого балета" в этих условиях было невозможно, оно зависело от исторических случайностей и флуктуаций. И такими флуктуациями стали "Русские сезоны" труппы С. Дягилева в Париже.
Следует подчеркнуть, что это не было частным явлением в русско-французском культурном процессе. Автор обращает внимание на то, что после распада дягилевской труппы танцовщики Русского императорского балета уезжали в другие страны мира и создавали свои школы, которые определяли развитие балета в мире в целом. Иными словами, влияние дягилевского предприятия стало эпизодом в истории французского и русского балета, не частной случайностью, а действительно всеобъемлющей флуктуацией.
Наряду с профессиональным классическим балетом в западноевропейском искусстве развивались и другие хореографические тенденции: на рубеже XIX и XX веков в Европе и США появились первые формы хореографического модерна. Одной из главных причин появления направления модерн в хореографии стала меняющаяся сама жизнь и быстротекущее время в самых разных его проявлениях. Другая причина – вечное стремление автора произведения к самовыражению. Одно из самых искренних и сокровенных желаний художников всех возрастов и национальностей – заявить о себе как о личности, выразить собственное понимание жизни и искусства В 1960-е годы антигуманный, холодный, элитарный модернизм исчерпал себя. Устав от его однообразных красок, разрыв между искусством модерна и зрителем увеличивался. В моду вошел лозунг западного режиссера Антуана." Элитное искусство - для всех!". .
Постмодернизм разрушил границы между искусством и не-искусством, а в поп-арте "Каждый может это сделать!" и открыл двери для всех, кто хотел провозгласить себя творцом. Привлечь к себе внимание и выделиться в хореографии стало возможно не только благодаря совершенной технике, выразительности, превосходной школе мышления или глубокой мысли, но и благодаря упорному труду и таланту. Плюрализация взглядов на искусство привела к тому, что многие люди стали зарабатывать на жизнь, преподавая изобретенные ими системы танца. В то же время у постмодернизма есть и положительные качества, которые преодолевают модернистское разделение искусства на высокую элиту и низкую массу [10, с. 118].
В постмодернистской хореографии продолжают развиваться несколько течений, среди которых экспрессионизм, конструктивизм и абстракция.
Важной художественной ценностью современной западной хореографии стало то, что классически образованные профессионалы нашли контакт с академическим балетом и стали участниками этой хореографии. Тот или иной диалог с модерном ведут ныне все крупные хореографы мира, с ним во всех его формах - радикальных или умеренных, ранних или поздних, связано немало талантливых балетмейстеров, среди которых - М. Бежар, П. Тейлор, Д. Ноймайер, И. Килиан, П. Бауш, М. Каннигем, У. Форсайт, М. Эк, К. Брюс, Т. Тарп, А. Прельжокаж, М. Морис, С. Линке, У. Дитрих и др [10, с. 118].
Классический балет не получил развития в Германии в первой половине XX века, более популярным был "свободный танец", также известный как экспрессивный танец (Ausdruckstanz). Развитие классического и современного балета в Германии во второй половине XX века было связано с американским хореографом Джоном Кранко (1927-... Начиная с 1960-х годов в американских хореографических кругах началось слияние классики и модерна. Балетные театры предоставляли свои сцены и труппы для современных модернистских постановок. Сегодня американский современный танец представлен талантливыми хореографами из США и всего мира. Среди них - знаменитый Джон Ноймайер, в чьих балетах представлены драматические балеты с длинными сюжетными линиями, такие как "Пере Гюнт" А. Шнитке, "Отелло" А. Шнитке, "А. Пельто" и "Н. Васконселлос".
Каждое произведение искусства, в том числе и балет, обретает особую жизнь в каждую новую эпоху и развивается по-разному в зависимости от мировоззрения этой эпохи и задач, поставленных перед художественным творчеством.
География современного балета очень широка и включает в себя все континенты мира и большинство развитых стран. Однако стоит отметить, что современный балет также переживает своеобразный кризис. Он связан с общим снижением музыкальности культуры, смешением танцевальных стилей и "языков", а также относительным снижением популярности театрального искусства среди молодежи. Пока эти проблемы отчасти компенсируются обилием балетных школ и высоким техническим уровнем подготовки танцовщиков, то есть преимуществами развития балета XX века, но очевидно, что балет вступил в новый период самоопределения. Сегодня перед балетом стоит проблема самосохранения как театрального представления на языке классического танца. Популярность популярных жанров, таких как мюзиклы и шоу-балеты, вероятно, связана с расцветом популярной культуры и снижением значимости классической.
1.2. К вопросу о становлении современной зарубежной хореографии
История балета в XX веке характеризуется ассимиляцией русской классической балетной традиции с европейскими балетными коллективами. Основные тенденции – метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная ритмическая пластика, элементы современного танца, фольклор, бытовая, спортивная и джазовая лексика; во второй половине XX века развивается постмодернизм, появляются кино- и фотопроекции, световые эффекты, звук, электронная музыка, хэппенинги (участие зрителей в балетах). Возник жанр контактной хореографии, в котором танцовщик "прикасается" к предметам на сцене или к самой сцене. Преобладали одноактные балетные миниатюры (новеллы, балетные настроения). Странами с наиболее развитой хореографической культурой стали Великобритания, США, Франция и СССР. Большую роль в развитии мирового балета сыграли танцовщики второй волны русской эмиграции (Р.Нуреев, Н.Макарова, М.Барышников) и танцовщики русской школы, работавшие на Западе по контракту (М.Плисецкая, А.Асылмуратова, Н.Ананиашвили, В.Малахов, А.Ратманский). В Германии, Голландии, Швеции развился экспрессионистский, затем постмодернистский балет [16, с. 104].
В 1920-1930-е годы Франция стала центром европейского балетного искусства, а "Русский балет" Дягилева и образовавшиеся на его основе коллективы активно работали до 1929 года. Во второй половине XX века во Франции появились такие творческие хореографы, как Морис Бежар и Лоран Пети. Морис Бежар и Ролан Пети в балетном мире.
С 1930 по 1959 год, прерванный военными 1944-1947 годами, балет Парижской оперы под руководством Сержа Рефара представил 50 балетов в неоклассическом стиле, который модернизировал классический танец и включал в себя элементы свободного, народного и бытового танца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Габович, М. М. Душой исполненный полет (Об искусстве балета) [Текст]. - М. : Молодая гвардия, 1966. - 176 с.
2. Гагарина O. A. Французский балетный театр начала XX века: на пути к новому синтезу //Проблемы музыкальной науки/Music Scholarship. – 2014. – №. 1. – С. 39-45.
3. Гасникова О. В. К вопросу о трансформации оперы в балетный спектакль (на примере творчества русских и западноевропейских хореографов) //Художественное образование и наука. – 2020. – №. 1. – С. 103-113.
4. Груцынова А. П. Западноевропейский романтический балет как явление музыкального театра //Дис…. докт. искусствоведения. – 2011. – Т. 17. – №. 02.
5. Груцынова А. П. Место балета в музыкальном театре (от возникновения к началу XXI века) //Контактная информация организационного комитета конференции. – 2016. – С. 90.
6. Интернет-ресурс Д.Н. Киршин, статья Д. Катышевой «Р. Нуреев – связующее звено культуры Запада и Востока» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kirshin.ru/about/arsii/07_03.html (07.03.2024)
7. Интернет-ресурс LevelOne «Михаил Барышников: легенда современной хореографии» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://levelvan.ru/lectures/show/733 (07.03.2024)
8. Интернет-ресурс «Клуб путешествий М. Кожухова» Михаил Барышников [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mktravelclub.ru/blogs/mihail-baryshnikov (07.03.2024)
9. Кисеева Е. В. Спектакли русского балет начала XX века как синтетическое целое //Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №. 6. – С. 378-381.
10. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр [Текст] : очерки истории от истоков до середины XVIII века / В. М. Красовская. - М. : Искусство, 1979. - 295 с.
11. Макарова О.Н. Исполнение народного танца в балете XX века // Феномен актера: профессия, философия, эстетика. Материалы третьей научной конференции аспирантов 13 мая 2008 / Отв. ред. Ю.А. Васильев. - СПБ.: Изд-во СПбГАТИ, 2008. - С. 79 - 83. (0,2 п.л.
12. Макарова О.Н. Мотивы традиционных танцевальных культур в творчестве Бежара в контексте постмодернизма // Феникс-2010: Ежегодник кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. - Саранск, 2010. -С. 80-81.
13. Осипова М. К. Эволюция прыжковых движений в истории западноевропейского балетного театра. //Вестник Академии русского балета им. АЯ Вагановой. – 2007. – №. 18. – С. 206-223.
14. Полисадова О. Н. Русские танцевальные школы и их влияние на развитие европейского хореографического образования ХХ века //Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2011. – №. 11. – С. 228-232.
15. Слонимский, Ю. Пути возрождения балета [Текст] / Ю. Слонимский // Балет. -1998.-№ 98-99.
16. Терентьева Н. А. Балетное искусство: динамика социокультурного развития //Челябинский гуманитарий. – 2011. – №. 4 (17). – С. 104-110.